Skip to content

Alexey Batanov

it's about people, about life and about God

материал для экзамена по разговорным жанрам на эстраде..

Этот пост может быть полезен для тех, кто работает на сцене.

Пжлст:)

1.    Определение понятия разговорного жанра и его особенности (скетч, интермедия, реприза)
Жанр – род, вид действий, исторически сложившаяся совокупность специфических свойств произведения (в эстраде-номера)
К номерам РЖ относятся: конферанс (..парный, гендерный), реприза, каламбур, интермедия, миниатюра, скетч, эстрадный монолог, куплеты, пародии.
Конферанс. — Они:  Бру_ов, Авдотья Никитична и Маврикиевна, Яхонтов и Журавлев. От к-сье зависит душевный настрой, обстановка концерта. Парный конферанс созидался на контрастах.
Интермедия – сценка или пьеса шутливого содержания, заполняющая перерыв между 2-мя действиями драм. Представления. Их использовали Мольер и Шекспир. (Мария Миронова и её муж Александра М.)
Скетч, сценка – форма малой драматургии. Не терпит второй темы. Это пьеса одной интриги, одной остросюжетной задачи.
Реприза – мельчайшая форма эстрадной драматургии.   …вызывает смех аудитории: остроумное слово, удачный жест, плакат, мимическая игра. (Жванецкий)
3.    Лаконизм и синтетичность эстрадного актера

ЛАКОНИЗМ, ЛАКОНИЧНОСТЬ (речи) — максимальная сжатость фразы. Греки противопоставляли пышному красноречию афинских ораторов простоту и сжатость речи ораторов Лаконии (Спарты), откуда и пошел этот термин.
Синтетичность — это когда человек проявляет себя в различных сферах деятельсности на уровне выше среднестатистического человека и выше среднестатистического специалиста. Синтетичность — это если бы она и пела хорошо, и танцевала, и играла.
4.    Личная культура артиста, его социальная роль в искусстве
Личные свойства натуры, характер, эрудиция, идейно-нравственный облик артиста имеют огромное значение. «Артист, вышедший на эстраду разговаривать со зрителями,  не имеет права быть ниже зрителей ни по культуре, ни по образованию» (Смирнов-Сокольский). Эстрадный актер не «прикрыт» гримом.
Соц.роль эстрад. актера по отношению к публике – роль лидера. Актер – рупор своей эпохи. «СР – это то поведение, которое ожидается от меня другими в порядке выполнения моих социальных функций на таком-то месте и при таких-то обстоятельствах»  (Добрович)
5.    Поза, жест, мимика артиста
Свои чувства и эмоции мы можем передавать без слов. Невербальный язык используется и при словесном общении. При его помощи мы:
• подтверждаем, поясняем или опровергаем передаваемую словесным путем информацию;
• передаем информацию сознательно или бессознательно;
• выражаем свои эмоции и чувства;
• регулируем ход разговора;
• контролируем и воздействуем на других лиц;
• восполняем недостаток слов, например, при обучении езде на велосипеде.
…+пантомима.
6.    Этапы работы чтеца над художественным произведением
1) Художественный анализ произведения
— Определение: темы (явление действительности, отображенное в произв-и)
— Сюжета (точной последовательности изложения в произведении главных и второстепенных событий)
— Конфликта борющихся в пр-и сил
— Идеи того, что автор хотел сказать в произведении
— Сверхзадачи (гл.задача чтеца – для чего сегодня данной аудитории читается произ-е)
— Сквозного действия (путь к сверхзадаче исполнителя)

2) Логический анализ

3)  Эстрадное исполнение

7. Выявление идейного смысла в произведении (тема, идея)
В художественном слове вся идейная нагрузка ложится на одного исполнителя. Он воплощает всё то, что в спектакле делает режиссер с актерами. В худ.слове студент учится вскрывать и доносить идею произведения. Умение понять и почувствовать идею, выявить её и связанную с ней гражданскую, философскую насыщенность текста – это та работа, которая формирует и оттачивает мировоззрение, заставляет рассматривать в материале жизнь. Мы постепенно воссоздаем мир, о котором пишет автор.
8. Сквозное действие и сверхзадача в литературном тексте
В. И. Немирович – Данченко писал: Что идею произведения надо уметь найти в действии, в чертах поведения и характера всех без исключения героев, а для этого понять, чем захвачены их чувства и мысли.
Работа над литературным материалом дает нам возможность научиться доносить идею произведения до слушателей. Для этого, прежде всего надо выстраивать сквозное действие рассказа так, чтобы каждый эпизод решался с учетом сверхзадачи, развивал, подчеркивал авторский замысел, чтобы каждое событие осмысливалось в связи с общей идеей, которая таким путем будет по мере развития действия все полнее выявляться.
Необходимо собрать рассказ в единое целое, подчинить все авторскому замыслу, так как заостренность и целенаправленность авторской мысли зачастую тонет за детальным разбором каждого события в тексте. В литературном материале, в условиях рассказа об уже произошедших событиях, надо научиться подчинять отдельные эпизоды целому, сохранять перспективу мысли, перспективу развития действия так же, как и в спектакле, где членение на эпизоды постоянно синтезируется сквозным действием, направленным к сверхзадаче.
Сверхзадача и сквозное действие приводят в действие внутренний мир исполнителя, активизируют слово, делают его целенаправленным и действенным.
В процессе работы рассказ собирается не сразу. Подчинить его сверхзадаче, провести красную ниточку сквозного действия, на которые нанизываются все события текста, трудно. Мы вновь возвращаемся к подробностям, иногда по-новому оцениваем отдельные моменты…
9. Предлагаемые обстоятельства и видения
В рассказе видения имеют большую длительность. Много внимания уделяется описанию места действия; о людях мы рассказываем, воссоздавая в памяти их облик; и даже диалог между героями идет в передаче автора, то есть через воссоздание в памяти, в вымыслах воображения, представлении о столкновении, взаимодействии героев. Сама конструкция рассказа, в котором речь идет, как правило, о прошлом, требует непрерывной работы воображения.
Именно в линии видений создается внутренняя жизнь произведения. Видения – яркие, конкретные, разнообразные – создают основу для превращения авторского текста в свой, личный рассказ о пережитом и перечувствованном. Процесс создания видений насыщает слова живыми человеческими эмоциями, включает в работу подсознание, творческую природу человека.
Особенно важную роль для возбуждения эмоционально- чувственной природы актера, для включения в работу его внутренних сил играет создание многосторонних чувственных запечатлений – и зрительных, и осязательных, и слуховых, и двигательных… Чувство откликается тем полнее, чем ярче и многообразнее видения, чем теснее они соприкасаются с эмоциональным опытом человека во всей его широте.
10. Воспитание умения действовать словом
Для нас очень важно то обстоятельство, что конкретно- чувственный, яркий художественный образ заставляет и слушателя активно воспроизводить рассказываемое в своем воображении, мобилизирует запасы его жизненных впечатлений.
Видения, возникающие у слушателя, могут быть иными, нежели у рассказчика, ибо они рождаются из иного опыта, из иного мира представлений, чувств и ассоциаций. Но в целом  , воссоздаваемый слушателем мир всегда адекватен миру, рожденному воображением рассказчика. Слушатель переживает вместе с чтецом описываемую им жизнь.
Сила воздействия слова в процессе живого общения рассказчика со слушателями увеличивается по мере уточнения, конкретизации обстоятельств рассказа и взаимоотношений его героев. Главное для нас – связать слово с его внутренней направленностью.
В рассказе необходимо выверить в своем воображении взаимоотношения героев, точно представить себе их биографии, их восприятие друг друга, т.е. проделать ту же работу, что и актер, войти в процессе анализа текста в логику действий каждого персонажа, в его предлагаемые обстоятельства.
Работая над литературным произведением, мы не должны забывать об этой неразрывной связи слова и действия. Построить рассказ через вскрытие его внутреннего действия – наиболее важная задача. Эмоциональная передача текста становится действенной, целенаправленной. Мы учимся доносить мысль эмоционального материала, владеть собой и не упускать в порыве переживания сверхзадачу произведения.
11. Элементы овладения стилевыми особенностями произведения.
Стиль в драматургии очень важен. Он формирует содержание. Вопрос создания стиля в спектакле является одним из самых сложных и решается всем комплексом актерских, постановочных и режиссерских задач.
В языке отражаются типичные, существенные стороны характера персонажа, его культура, склад мысли, душевное состояние. Язык служит важнейшим средством выражения авторской идеи, в нем раскрывается содержание произведения. Язык автора еще содержит еще огромный дополнительный материал , который является для актера источником самых разнообразных сведений, помогающих в создании образа, во вскрытии тончайшего смысла произведения.
Для овладения текстом актеру необходимо сделать его мысли своими, а это значит — полюбить язык автора, научиться думать в его языковом строе, понять, ощутить его стилистическую манеру.
Язык произведения – итог долгой и кропотливой работы над словом, поиском слов, которые вернее и яснее передавали бы мысль. Поэтому стиль каждого произведения неповторимо индивидуален, хотя и несет в себе черты, типичные для данного автора.
Стиль, интонация автора несут в себе то неуловимое, что фиксируется с большим трудом и может быть передано лишь по мере решения всех технических и творческих задач, стоящих при работе над произведением.
Оценивая стиль автора, мы должны помнить, что он определяется в первую очередь идейным замыслом произведения.
12. Особенности художественного чтения, отличия от актерской игры.
1.)    Общение со зрителем, а не с партнером
2.)    Рассказ о событиях прошлого, а не действие в событиях, непосредственно происходящих перед зрителем – рассказ от себя «Я» , с определенным отношением к событиям и героям, а не перевооплащение в образ
3.)    Отсутствие физического действия
Задача чтеца – рассказать о своих героях, о которых говорится в тексте, а не копировать актера и изображать интонацию и дикцию.
13. Логический анализ текста. Знаки препинания.
А) Наша задача – понять замысел автора, проникнув в тайну этого единственно нужного размещения нужных слов. Помогает нам в первую очередь умение логически мыслить и знание особенностей родного языка – его лексики, специфического построения фраз, значения знаков препинания.
Это расстановка пауз и ударений в мелодике – движение голоса вверх или вниз при развитии мысли, при завершении ее.
Интонация должна точно передавать мысль, которую хотел выразить автор.
Логический анализ есть творческое освоение текста, связанное и с работой над подтекстом, видениями и т.д.
Б) Точка – конец предложения, понижение тона на точке в  зависимости от того, где она стоит: в конце абзаца, предложения, рассказа.
Запятая – ставится только в середине предложений. В простом предложении она может отделять однородные предложения. В сложном – может отделять простые предложения, располагаясь перед союзом или союзным словом.
Точка с запятой – является разграничительным знаком. Помогает устанавливать градации между деталями описания и повествования…
Двоеточие – последнее следует понимать в широком смысле…Знак, отделяющий авторский текст от прямой речи.
Тире – обозначается прямая речь, вводное слово, или предложение. Часто служит для разделения противопоставляемых явлений.
14. Работа над прямой речью в рассказе.
Прямая речь действующих лиц в рассказе, повести, романе, как правило, сопровождается авторским текстом. Авторские назначения помогают понять, что заставляет героя произносить те или иные слова. Передавая прямую речь, исполнитель внимательно непрерывно следит за главной линией рассказа.
Основа для работы с прямой речью – понимание идейного содержания текста, внутренней линии всего рассказа, стремление точно передать мысли автора, содержание слов и действий персонажей, выразить отношение к событиям, и действующим лицам, к их поступкам и словам.
Изучая текст, необходимо выявить отношение автора к тому или иному персонажу, к его действиям. Чаще всего авторское отношение к событиям и людям становится отношением исполнителя.
15. Рассказ от первого лица.
Именно в рассказе от первого лица мы ставим себя в условия, чрезвычайно близкие к драматургическому монологу. Именно в работе над таким рассказом с наибольшей определенностью понимаются и практически осваиваются важнейшие для актера понятия – образное мышление, живое общение с конкретными людьми.
Исполнитель передает событие не со стороны, как наблюдатель, а сам участвует в нем. Лично с ним произошло нечто, изменившее его судьбу, его взгляд на жизнь, на окружающих людей.
При исполнении первого лица не нужны грим, мизансцены, костюм. Лишь действенное слово, выразительные речевые средства – мелодика, темпо- ритм речи и т.д. – передают движения человеческой души, мысли, чувства героя. Не играть образ, а овладеть характером, логикой мышления, темпераментом героя – вот задача, которая ставится в работе над текстом.
В рассказе от первого лица, как и в любом литературном материале, мы учимся определять тему и сверхзадачу, выявлять главное и второстепенное, активно действовать словом, передавая сквозное действие, доносить до слушателей стилистические, языковые особенности текста.

Метки: ,